BMOSP/kernel/mem.c

314 lines
9.4 KiB
C
Raw Blame History

This file contains ambiguous Unicode characters

This file contains Unicode characters that might be confused with other characters. If you think that this is intentional, you can safely ignore this warning. Use the Escape button to reveal them.

/**
* mem.c
* Функции управления памятью
*
* Основной функционал менеджера памяти
*
*/
#include <fb.h>
#include <limine.h>
#include <lock.h>
#include <mem.h>
#include <stdbool.h>
#include <tool.h>
static volatile struct limine_memmap_request memmap_request = { .id = LIMINE_MEMMAP_REQUEST,
.revision = 0,
.response = (struct limine_memmap_response *)0 };
static volatile struct limine_hhdm_request hhdm_request = { .id = LIMINE_HHDM_REQUEST,
.revision = 0,
.response = (struct limine_hhdm_response *)0 };
struct mem_entry {
struct mem_entry *next;
bool free;
size_t size;
uint8_t data[0];
};
typedef struct mem_entry mem_entry_t;
// Битовая карта для отслеживания занятых и свободных фреймов памяти
static uint8_t *bitmap;
// Объем доступных блоков
static uint64_t bitmap_available = 0;
// Объем блоков
static uint64_t bitmap_limit = 0;
// Верхняя граница доступной памяти
static uint64_t limit;
// Объем всего доступного физического адресного пространства
static uint64_t usable = 0;
// Объем доступной виртуальной памяти
static uint64_t available = 0;
// Наивысший адрес в available space
static uint64_t highest = 0;
// Количество записей в карте памяти
static uint64_t mmmap_count = 0;
static const char memory_types[8][82] = { "Доступно", "Зарезервировано", "ACPI, можно освободить",
"ACPI NVS", "Плохая память", "Загрузчик, можно освободить",
"Ядро и модули", "Буфер кадра" };
static struct limine_memmap_response *memmap_response;
static mem_entry_t *first_node;
void mem_dump_memory( ) {
mem_entry_t *curr = first_node;
while (curr) {
if (curr->next) {
fb_printf("->0x%x | %u килобайт | %s | 0x%x\n", &curr->data, (curr->size) / 1024,
curr->free ? memory_types[0] : memory_types[1], curr->next);
} else {
fb_printf("->0x%x | %u килобайт | %s | Это последний блок\n", &curr->data, (curr->size) / 1024,
curr->free ? memory_types[0] : memory_types[1]);
}
curr = curr->next;
}
}
void mem_check_dynamic_memory( ) {
mem_entry_t *curr = first_node;
uint64_t free_mem = 0;
while (curr) {
if (curr->free) { free_mem += curr->size; }
curr = curr->next;
}
if (free_mem < 1024 * BLOCK_SIZE) {
void *ptr = mem_frame_alloc(1024);
if (ptr == NULL) {
LOG("Память кончилась!\n");
return;
}
mem_add_block(ptr, 1024 * BLOCK_SIZE);
mem_merge_all_blocks( );
}
}
void mem_frame_free(void *addr, uint64_t frames) {
// Проход по фреймам памяти и очистка битов в битовой карте
uint64_t frame = (uint64_t)addr / BLOCK_SIZE;
for (uint64_t i = frame; i < frames + frame; i++) { BIT_CLEAR(i); }
bitmap_available += frames;
}
// Функция выделения памяти
void *mem_frame_alloc(uint64_t wanted_frames) {
void *addr;
uint64_t available_frames = 0;
for (uint64_t frame = 1; frame < limit; frame++) {
if (!BIT_GET(frame)) {
available_frames++;
} else if (available_frames != wanted_frames) {
available_frames = 0;
continue;
}
if (available_frames == wanted_frames) {
uint64_t i;
for (i = 0; i < wanted_frames; i++) { BIT_SET(frame - i); }
frame -= i - 1;
addr = (void *)(BLOCK_SIZE * frame);
bitmap_available -= wanted_frames;
return addr;
}
}
return NULL;
}
void *mem_frame_calloc(uint64_t frames) {
void *addr = mem_frame_alloc(frames);
tool_memset(addr + HHDM_OFFSET, 0, frames * BLOCK_SIZE);
return addr;
}
static void merge_blocks(mem_entry_t *start) {
if (!start->free) return;
mem_entry_t *block = start;
while (block->next && block->next->free) {
block->size += block->next->size + sizeof(mem_entry_t);
block->next = block->next->next;
}
}
void mem_merge_all_blocks( ) {
mem_entry_t *curr = first_node;
while (curr) {
merge_blocks(curr);
curr = curr->next;
}
}
void mem_add_block(void *addr, size_t size) {
mem_entry_t *new_entry = (mem_entry_t *)addr;
new_entry->size = size - sizeof(mem_entry_t);
new_entry->free = true;
if (first_node == NULL) {
first_node = new_entry;
new_entry->next = NULL;
} else {
mem_entry_t *curr = first_node;
while (curr->next != NULL) { curr = curr->next; }
curr->next = new_entry;
new_entry->next = NULL;
}
}
static void alloc_init(void *address, size_t length) {
first_node = (mem_entry_t *)address;
first_node->size = length - sizeof(mem_entry_t);
first_node->free = true;
first_node->next = NULL;
}
static void *alloc_align(size_t size, size_t alignment) {
mem_entry_t *curr = first_node;
while (curr) {
if (curr->free) {
void *addr = curr->data + alignment - 1;
addr -= (uintptr_t)addr % alignment + sizeof(mem_entry_t);
mem_entry_t *second = (mem_entry_t *)addr;
if (curr->size >= (second->data - curr->data + size)) {
mem_entry_t *third = (mem_entry_t *)(second->data + size);
third->size = curr->size - (third->data - curr->data);
third->next = curr->next;
third->free = 1;
second->size = size;
second->next = third;
second->free = 0;
if (curr != second) {
curr->next = second;
curr->size = (uintptr_t)second - (uintptr_t)curr->data;
curr->free = 1;
}
return second->data;
}
}
curr = curr->next;
}
return NULL;
}
void *mem_alloc(size_t size) {
mem_check_dynamic_memory( );
void *data = alloc_align(size, 1);
return data;
}
void mem_free(void *addr) {
mem_entry_t *curr = first_node, *prev = NULL;
while (curr != NULL) {
if (curr->data == addr) {
curr->free = 1;
merge_blocks(prev ? prev : curr);
return;
}
prev = curr;
curr = curr->next;
}
}
void *mem_realloc(void *addr, size_t size) {
if (size == 0) {
mem_free(addr);
return NULL;
}
if (addr == NULL) { return mem_alloc(size); }
void *new_addr = mem_alloc(size);
if (new_addr == NULL) { return NULL; }
tool_memcpy(new_addr, addr, size);
mem_free(addr);
return new_addr;
}
// Инициализация менеджера памяти
void mem_init( ) {
// Получение информации о доступной памяти из Limine bootloader
memmap_response = memmap_request.response;
mmmap_count = memmap_response->entry_count;
struct limine_memmap_entry **mmaps = memmap_response->entries;
LOG("Записей в карте памяти: %u\n", memmap_response->entry_count);
// Обработка каждой записи в карте памяти
for (uint64_t i = 0; i < mmmap_count; i++) {
available += mmaps[i]->length;
// LOG("\t%d: 0x%x\tдлина: 0x%x\tтип: %s\n", i + 1,
// mmaps[i]->base, mmaps[i]->length, memory_types[mmaps[i]->type]);
if (mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_FRAMEBUFFER) {
LOG("На видеопамять BIOS/UEFI выделено: %u мегабайт + %u "
"килобайт\n",
mmaps[i]->length / 1024 / 1024, (mmaps[i]->length / 1024) % 1024);
}
if (!(mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_USABLE)) { continue; }
usable += mmaps[i]->length;
uint64_t top = mmaps[i]->base + mmaps[i]->length;
if (top > highest) highest = top;
}
limit = highest / BLOCK_SIZE;
uint64_t bitmap_size = ALIGN_UP(highest / BLOCK_SIZE / 8, BLOCK_SIZE);
// Находим доступное место для битовой карты и устанавливаем ее
for (uint64_t i = 0; i < mmmap_count; i++) {
if (!mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_USABLE) continue;
if (mmaps[i]->length >= bitmap_size) {
bitmap = (uint8_t *)mmaps[i]->base;
tool_memset(bitmap, 0xFF, bitmap_size);
mmaps[i]->length -= bitmap_size;
mmaps[i]->base += bitmap_size;
available -= bitmap_size;
break;
}
}
// Освобождаем все доступные фреймы памяти
for (uint64_t i = 0; i < mmmap_count; i++) {
for (uint64_t t = 0; t < mmaps[i]->length; t += BLOCK_SIZE) { bitmap_limit++; }
if (!(mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_USABLE)) { continue; }
for (uint64_t t = 0; t < mmaps[i]->length; t += BLOCK_SIZE) { mem_frame_free((void *)mmaps[i]->base + t, 1); }
}
LOG("%u / %u блоков доступно\n", bitmap_available, bitmap_limit);
// LOG("Размер битовой карты: %u\n", bitmap_size);
alloc_init(mem_frame_alloc(1), BLOCK_SIZE);
LOG("%u мегабайт выделено в динамичную память\n", (256 * 16 * BLOCK_SIZE + BLOCK_SIZE) / 1024 / 1024);
// Выделяем по 4 мегабайта в аллокатор динамичной памяти
for (int64_t i = 0; i < 16; i += 4) {
// fb_printf("%d/%u\n", i, 16);
mem_add_block(mem_frame_alloc(1024), 1024 * BLOCK_SIZE);
}
mem_merge_all_blocks( );
mem_dump_memory( );
LOG("%u МБ объем доступной памяти, %u МБ объем виртуальной памяти\n", (bitmap_available * BLOCK_SIZE) / 1024 / 1024,
available / 1024 / 1024);
LOG("%u / %u блоков доступно\n", bitmap_available, bitmap_limit);
}