/** * mem.c * Функции управления памятью * * Основной функционал менеджера памяти * */ #include #include #include #include #include #include #include static volatile struct limine_memmap_request memmap_request = { .id = LIMINE_MEMMAP_REQUEST, .revision = 0, .response = (struct limine_memmap_response *)0 }; static volatile struct limine_hhdm_request hhdm_request = { .id = LIMINE_HHDM_REQUEST, .revision = 0, .response = (struct limine_hhdm_response *)0 }; struct mem_entry { struct mem_entry *next; bool free; size_t size; uint8_t data[0]; }; typedef struct mem_entry mem_entry_t; // Битовая карта для отслеживания занятых и свободных фреймов памяти static uint8_t *bitmap; // Объем доступных блоков static uint64_t bitmap_available = 0; // Объем блоков static uint64_t bitmap_limit = 0; // Верхняя граница доступной памяти static uint64_t limit; // Объем всего доступного физического адресного пространства static uint64_t usable = 0; // Объем доступной виртуальной памяти static uint64_t available = 0; // Наивысший адрес в available space static uint64_t highest = 0; // Количество записей в карте памяти static uint64_t mmmap_count = 0; static const char memory_types[8][82] = { "Доступно", "Зарезервировано", "ACPI, можно освободить", "ACPI NVS", "Плохая память", "Загрузчик, можно освободить", "Ядро и модули", "Буфер кадра" }; static struct limine_memmap_response *memmap_response; static mem_entry_t *first_node; void mem_dump_memory( ) { mem_entry_t *curr = first_node; while (curr) { if (curr->next) { LOG("->0x%x | %u мегабайт | %s | 0x%x\n", &curr->data, (curr->size) / 1024 / 1024, curr->free ? memory_types[0] : memory_types[1], curr->next); } else { LOG("->0x%x | %u мегабайт | %s | Это последний блок\n", &curr->data, (curr->size) / 1024 / 1024, curr->free ? memory_types[0] : memory_types[1]); } curr = curr->next; } } void mem_get_stat( ) { size_t free_mem = 0; size_t used_mem = 0; struct mem_entry *current_entry = first_node; while (current_entry) { if (current_entry->free) { free_mem += current_entry->size; } else { used_mem += current_entry->size; } current_entry = current_entry->next; } LOG("Свободно: %u мегабайт\n", free_mem / 1024 / 1024); LOG("Занято: %u мегабайт\n", used_mem / 1024 / 1024); } void mem_check_dynamic_memory( ) { mem_entry_t *curr = first_node; uint64_t free_mem = 0; while (curr) { if (curr->free) { free_mem += curr->size; } curr = curr->next; } if (free_mem < 1024 * BLOCK_SIZE) { void *ptr = mem_frame_alloc(1024); if (ptr == NULL) { LOG("Память кончилась!\n"); return; } mem_add_block(ptr, 1024 * BLOCK_SIZE); mem_merge_all_blocks( ); } } void mem_frame_free(void *addr, uint64_t frames) { // Проход по фреймам памяти и очистка битов в битовой карте uint64_t frame = (uint64_t)addr / BLOCK_SIZE; for (uint64_t i = frame; i < frames + frame; i++) { BIT_CLEAR(i); } bitmap_available += frames; } // Функция выделения памяти void *mem_frame_alloc(uint64_t wanted_frames) { void *addr; uint64_t available_frames = 0; for (uint64_t frame = 1; frame < limit; frame++) { if (!BIT_GET(frame)) { available_frames++; } else if (available_frames != wanted_frames) { available_frames = 0; continue; } if (available_frames == wanted_frames) { uint64_t i; for (i = 0; i < wanted_frames; i++) { BIT_SET(frame - i); } frame -= i - 1; addr = (void *)(BLOCK_SIZE * frame); bitmap_available -= wanted_frames; return addr; } } return NULL; } void *mem_frame_calloc(uint64_t frames) { void *addr = mem_frame_alloc(frames); tool_memset(addr + HHDM_OFFSET, 0, frames * BLOCK_SIZE); return addr; } static void merge_blocks(mem_entry_t *start) { if (!start->free) return; mem_entry_t *block = start; while (block->next && block->next->free) { block->size += block->next->size + sizeof(mem_entry_t); block->next = block->next->next; } } void mem_merge_all_blocks( ) { mem_entry_t *curr = first_node; while (curr) { merge_blocks(curr); curr = curr->next; } } void mem_add_block(void *addr, size_t size) { mem_entry_t *new_entry = (mem_entry_t *)addr; new_entry->size = size - sizeof(mem_entry_t); new_entry->free = true; if (first_node == NULL) { first_node = new_entry; new_entry->next = NULL; } else { mem_entry_t *curr = first_node; while (curr->next != NULL) { curr = curr->next; } curr->next = new_entry; new_entry->next = NULL; } } static void alloc_init(void *address, size_t length) { first_node = (mem_entry_t *)address; first_node->size = length - sizeof(mem_entry_t); first_node->free = true; first_node->next = NULL; } static void *alloc_align(size_t size, size_t alignment) { mem_entry_t *curr = first_node; while (curr) { if (curr->free) { void *addr = curr->data + alignment - 1; addr -= (uintptr_t)addr % alignment + sizeof(mem_entry_t); mem_entry_t *second = (mem_entry_t *)addr; if (curr->size >= (second->data - curr->data + size)) { mem_entry_t *third = (mem_entry_t *)(second->data + size); third->size = curr->size - (third->data - curr->data); third->next = curr->next; third->free = 1; second->size = size; second->next = third; second->free = 0; if (curr != second) { curr->next = second; curr->size = (uintptr_t)second - (uintptr_t)curr->data; curr->free = 1; } return second->data; } } curr = curr->next; } return NULL; } void *mem_alloc(size_t size) { mem_check_dynamic_memory( ); void *data = alloc_align(size, 1); return data; } void mem_free(void *addr) { mem_entry_t *curr = first_node, *prev = NULL; while (curr != NULL) { if (curr->data == addr) { curr->free = 1; merge_blocks(prev ? prev : curr); mem_merge_all_blocks( ); return; } prev = curr; curr = curr->next; } } void *mem_realloc(void *addr, size_t size) { if (size == 0) { mem_free(addr); return NULL; } if (addr == NULL) { return mem_alloc(size); } void *new_addr = mem_alloc(size); if (new_addr == NULL) { return NULL; } tool_memcpy(new_addr, addr, size); mem_free(addr); return new_addr; } // Инициализация менеджера памяти void mem_init( ) { // Получение информации о доступной памяти из Limine bootloader memmap_response = memmap_request.response; mmmap_count = memmap_response->entry_count; struct limine_memmap_entry **mmaps = memmap_response->entries; LOG("Записей в карте памяти: %u\n", memmap_response->entry_count); // Обработка каждой записи в карте памяти for (uint64_t i = 0; i < mmmap_count; i++) { available += mmaps[i]->length; // LOG("\t%d: 0x%x\tдлина: 0x%x\tтип: %s\n", i + 1, mmaps[i]->base, mmaps[i]->length, // memory_types[mmaps[i]->type]); if (mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_FRAMEBUFFER) { LOG("На видеопамять BIOS/UEFI выделено: %u мегабайт + %u " "килобайт\n", mmaps[i]->length / 1024 / 1024, (mmaps[i]->length / 1024) % 1024); } if (!(mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_USABLE)) { continue; } usable += mmaps[i]->length; uint64_t top = mmaps[i]->base + mmaps[i]->length; if (top > highest) highest = top; } limit = highest / BLOCK_SIZE; uint64_t bitmap_size = ALIGN_UP(highest / BLOCK_SIZE / 8, BLOCK_SIZE); // Находим доступное место для битовой карты и устанавливаем ее for (uint64_t i = 0; i < mmmap_count; i++) { if (!mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_USABLE) continue; if (mmaps[i]->length >= bitmap_size) { bitmap = (uint8_t *)mmaps[i]->base; tool_memset(bitmap, 0xFF, bitmap_size); mmaps[i]->length -= bitmap_size; mmaps[i]->base += bitmap_size; available -= bitmap_size; break; } } // Освобождаем все доступные фреймы памяти for (uint64_t i = 0; i < mmmap_count; i++) { for (uint64_t t = 0; t < mmaps[i]->length; t += BLOCK_SIZE) { bitmap_limit++; } if (!(mmaps[i]->type == LIMINE_MEMMAP_USABLE)) { continue; } for (uint64_t t = 0; t < mmaps[i]->length; t += BLOCK_SIZE) { mem_frame_free((void *)mmaps[i]->base + t, 1); } } LOG("%u / %u блоков доступно\n", bitmap_available, bitmap_limit); // LOG("Размер битовой карты: %u\n", bitmap_size); alloc_init(mem_frame_alloc(1), BLOCK_SIZE); LOG("%u мегабайт выделено в динамичную память\n", (256 * 32 * BLOCK_SIZE + BLOCK_SIZE) / 1024 / 1024); // Выделяем по 4 мегабайта в аллокатор динамичной памяти for (int64_t i = 0; i < 64; i += 8) { mem_add_block(mem_frame_alloc(1024), 1024 * BLOCK_SIZE); } mem_merge_all_blocks( ); mem_dump_memory( ); LOG("%u МБ объем доступной памяти, %u МБ объем виртуальной памяти\n", (bitmap_available * BLOCK_SIZE) / 1024 / 1024, available / 1024 / 1024); LOG("%u / %u блоков доступно\n", bitmap_available, bitmap_limit); }